Куклам на помойке не место!

Самыми популярными кукольными образами в СССР были Мальвина, Красная шапочка, школьница и Золушка.
Самыми популярными кукольными образами в СССР были Мальвина, Красная шапочка, школьница и Золушка.

Тамбовчанка Любовь Синельникова «спасает» и реставрирует игрушки советской эпохи

37-летняя Любовь Синельникова рассказывает, что интерес к куклам у нее пропал с тех пор, как она стала взрослой, и до 2014 года совершенно никак не проявлялся. Все изменилось, когда семья Любови переехала на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Тамбов.

— Время для меня было достаточно тяжелое, стресс от переезда, новая и, как оказалось, тяжелая работа, денег особо не было, — вспоминает Любовь Синельникова. — В общем, пребывала я тогда не в самом хорошем настроении.

Совершенно случайно Люба, юрист по образованию, нашла в Интернете информацию про старых советских кукол. Оказалось, что для многих людей эти игрушки, которые не купишь ни в одном магазине, являются самой настоящей редкостью и представляют огромную ценность.

 Кукольный клад нашелся на собственном чердаке

Женщина вспомнила своих кукол, которые так радовали ее в детстве, и вскоре отправилась в родительский дом, в Ржаксу, где провела на чердаке самую настоящую ревизию. Мама Любови, как выяснилось, и не думала избавляться от детских игрушек дочери и сохранила всех кукол. Правда, время не прошло для них незаметно: пришла в негодность одежда, испачкались волосы, ослабли резинки, на которых держатся конечности кукол. Все это женщина решила исправить и привезла обнаруженный на чердаке кукольный клад в свою квартиру в поселке Строитель. «Домашним» куклам потребовалась небольшая реставрация, после которой все они заняли места на шкафах в квартире Синельниковых. Так началось Любино увлечение куклами. После того, как в порядок были приведены собственные детские игрушки, женщина решила всерьез заняться реставрацией советских кукол. Был брошен клич по друзьям, родным и знакомым, и вскоре коллекция Любы стала пополняться куклами, которые обнаруживались в запыленных коробках на чердаках, в подвалах. Благодаря стараниям женщины забытые куклы стали получать вторую жизнь. Среди игрушек, которые попали к Любови Синельниковой, попадаются очень редкие и необычные экспонаты. Есть в коллекции первая советская Барби — отечественная кукла на шарнирах, у которой сгибаются ручки и ножки; оригинальная прибалтийская игрушка, которая разительно отличается от советских кукол-детей. Эта кукла — настоящая девушка, с грудью, талией и яркими пухлыми губами.

— Сейчас в моей коллекции примерно 70 кукол, это и большие советские куклы, и пупсы, и предел мечтаний детей тех времен — немецкие куклы, — рассказывает Любовь Синельникова. — Самые «возрастные» мои куколки — это немецкая кукла известной фирмы Sonni производства1958 года и кукла-нанайка, которая была выпущена в 1969 году на Загорской фабрике игрушек.

 Опознать и восстановить

Кстати, куклу-нанайку долгое время никто из коллекционеров и реставраторов советских кукол, к которым Любовь обратилась за помощью в идентификации игрушки, не мог опознать. Дело в том, что сама кукла оказалась целой и неповрежденной, а вот одежда — шубка и шапка, по которой можно было бы ее узнать, — не сохранились. О том, что кукла особенная, говорили только меховые сапожки.

— Сначала даже предположили, что это мальчик, возможно полярник или чабан, — рассказывает Любовь Синельникова. — Но однажды я увидела фото нанайки — как она есть в оригинале, в национальной одежде, и тайна этой игрушки прояснилась.

Кукле сшили недостающие шапку и шубу, и теперь ее точно ни с кем не перепутаешь.

Вообще каждая кукла, которая попадает к реставратору, сначала, до проведения каких-либо работ, должна быть «опознана», потому что в идеале после восстановления игрушка должна максимально походить на свою изначальную версию. Поэтому за помощью кукольные реставраторы обращаются к своим единомышленникам и запрашивают информацию об игрушках на предполагаемых фабриках-производителях. Практически всех кукол, сошедших с конвейера в советские времена, благодаря этой работе удается идентифицировать. В зависимости от того, Зоя это, Настя или Катя (а каждой кукле на фабрике присваивали собственное имя), мастер шьет кукле наряд, максимально приближенный к оригинальному.

Но есть в коллекции Любови Синельниковой одна игрушка, которая пока остается безымянной.

— Достаточно долго проработав с куклами, я начала понимать, в каком городе, на какой фабрике могла быть выпущена игрушка, — рассказывает Любовь. — Дело в том, что формы для кукол на фабриках не менялись, поэтому производителя можно определить по некоторым признакам — особая форма глаз, рук. Моя безымянная игрушка, как предполагалось, могла быть выпущена на Ленинградской фабрике. Она очень похожа на куклу «Володька», эскиз которой разработал известный скульптор Лев Сморгон. То же лицо, те же глаза, только у меня оказалась девочка. Но работницы фабрики рассказали, что таких игрушек они никогда не делали. Так что если кто-то знает, что это за кукла, буду признательна за информацию.

 Донорские ручки прислали почтой

Коллекция Любови постоянно пополняется, причем не только за счет «запасов» друзей или после посещений «блошиного» рынка. Женщина признается, что не может пройти мимо выброшенной на помойке куклы и обязательно заберет ее домой, чтобы привести в порядок.

— Вот эту куклу я увидела в одном из дворов, там она служила «украшением», будучи прибитой гвоздями-«соткой» к березе, — рассказывает Любовь. — Я ее спасла! Сняла с дерева, а потом дома больше часа отмывала игрушке голову, потому что в волосы ее буквально вбились березовые сережки. Игрушка была в ужасном состоянии, но результат, которого удалось добиться, того стоил. После «бани» кукла превратилась в ослепительную блондинку, теперь у нее новая красивая одежда, а о ее прежнем состоянии напоминают «шрамы», оставшиеся от гвоздей.

Кукла Таня, сошедшая с конвейера Горьковского завода игрушек, стала самой серьезной работой Любови по восстановлению. Когда игрушка попала к женщине, у нее недоставало рук, но Люба все равно решила попробовать ее отреставрировать.

— Когда я нахожу игрушку в таком, мягко говоря, неважном состоянии, муж спрашивает: «Ты это в машину собираешься взять?», — смеется Любовь. — Обычно договариваемся везти куклу домой в багажнике...

Кстати, судьба безрукой куклы сложилась благополучно — «донорские» ручки в Тамбов прислали с родины Тани — из Нижнего Новгорода. Посылку отправила знакомая Любови по кукольному форуму. Теперь у куклы, как и полагается, две руки, которые только при ближайшем рассмотрении отличаются по цвету от кукольного тельца. Видимо, на Горьковском заводе в пластмассу позже стали добавлять более насыщенную краску, но такое небольшое различие внешнему виду куклы никак не вредит.

По наблюдениям реставратора, кукол — и резиновых, и пластмассовых — очень любят мыши, поэтому кукольному мастеру приходится устранять следы грызунов, часто страдают ресницы — их Любовь научилась делать из пластиковых папок, порой кукле приходится восстанавливать глаза и волосы, над которыми можно просидеть до пяти дней кряду.

Любовь Синельникова признается, что, испытывая слабость к куклам советской эпохи, совершенно равнодушна к современным игрушкам. А вот ее трехлетний сын Максим прекрасно сочетает в своих играх и прошлое, и современность: продемонстрировав журналистам все имеющиеся у него машинки, он перешел к показу маминых кукол, а потом соорудил из них на кровати внушительную гору. А еще Максим очень любит мягкие игрушки, выпущенные в прошлом веке. Все потому, уверена Любовь Синельникова, что игрушки из прошлого обладают большой теплотой и порой, несмотря на свою неказистость, по сравнению с яркими и современными, вызывают гораздо больше приятных чувств и эмоций.

— Это наше детство, в этих куклах — наша история, — говорит Любовь Синельникова. — Поэтому, я считаю, что им не место на помойке, их обязательно нужно сохранить и показывать людям.

Сейчас Любовь задумывается о том, чтобы организовать выставку советских кукол, экспонаты которой, уверена женщина, у современных детей вызовут интерес, а у представителей более старших поколений — ностальгию.

КСТАТИ:

Недорогие и качественные

В Советском Союзе 95% игрушек выпускалось исключительно отечественными производителями и из натуральных материалов, ни о каких вредных красителях и наполнителях речи не шло. При этом игрушки выдерживали огонь и воду, иногда были довольно тяжеловесны, но долговечны. Все игрушки советских детей были унаследованы из прежней, дореволюционной жизни. Они лишь поблекли и стали менее разнообразными. Качество советских игрушек было очень разнородно: от совершенно уникальных (тех, что сегодня называют авторскими) до очень плохих, причем на цену это никак не влияло — игрушки были дешевыми. Советские куклы были скромны и непритязательны. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. Кукол с закрывающимися глазами советские дети увидели только в конце 1950-х годов, когда на прилавках магазинов появились изделия из Восточной Германии.

Тамбовчанка восстанавливает куклы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
1029 просмотров в апреле
3 человека рекомендуют
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии